Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В данной работе рассматриваются памятники древнеиндийской культуры. Эта тема особенно актуальна для изучения, поскольку Древняя Индия подарила миру множество культурных достижений, которые и сейчас составляют предмет вдохновения, восхищения, обладая непреходящей ценностью в структуре мирового цивилизационного наследия. Философия, архитектура, литература и наука – вот далеко не полный перечень тех областей культуры, в которых Древняя Индия оставила поистине яркий след.
Объект исследования – культура Древней Индии.
Предмет исследования – памятники культуры Древней Индии.
Цель работы – изучение памятников культуры Древней Индии.
В связи с поставленной целью следует выполнить следующие задачи:
1. Изучить начальный этап становления культуры Древней Индии
2. Рассмотреть особенности культурных достижений Индии в области философии
3. Исследовать культурные памятники письменности Древней Индии
4. Проанализировать памятники архитектуры, живописи.
5. Привести примеры памятников литературного наследия Древней Индии.
6. Сформулировать выводы по проведенному исследованию.
В процессе исследования использовались следующие методы:
- аналитический
- метод синтеза
- метод систематизации
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
Глава 1.Становление цивилизации Древней Индии
Историки выделяют в реальной истории Древней Индии следующие восемь периодов:
1) первобытнообщинный строй аборигенов (дравиды и кушиты) Индустана;
2) протоиндийская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро (второе тысячелетие до н.э.), найдены надписи - протоиндийское письмо;
3) вторжение первобытнообщинных племен ариев (от санкср.агуа-«благородный») с северо- запада в долины Инда и Ганга во второй половине второго тысячелетия до н.э. и порабощение ими аборигенов
4) арийские раннеклассовые государства « века бронзы» первой половины первого тысячелетия до н.э., то и дело воюющие друг с другом;
5) период возвышения государства Магадха (середина первого тысячелетия до н.э.);
6) период возвышения государства Маурья (322-185 гг. до н.э.);
7) период Кушан
8) период Гуптов .
Несомненно, Индия является одним из древнейших центров цивилизации. Ее население было творцом самобытной и оригинальной индийской культуры.
Достаточно многое указывает на огромное влияние хараппской цивилизации на становление цивилизации Древней Индии.
В своей работе «Исследования по протоиндосредиземноморской культуре» Херас пишет, что хараппская цивилизация могла оказать влияние и на создание Ригведы. Сейчас принято считать, что индоарийские народы и государства сформировались через тысячу лет после хараппской цивилизации. Сама эта цивилизация происходит от дравидийской:
«Несмотря на наличие противоположных точек зрения, сейчас мы можем утверждать, что подавляющее большинство ученых считают мохенджо - дариев дравидами» .
Ныне известно, что эта культура распространялась далеко за пределы долины Инда и повсюду характеризовалась таким же единообразием.
Предки хараппцев вели свое происхождение от доарийских земледельцев Ирана. Заслуживает внимания тот факт, что древнейшие поселения строились вблизи сооружений, имевших церемониальную функцию .
В ходе исследований протоиндийских материалов - объектов с надписями, изображениями и символами - появилась возможность более точно судить об астрономических познаниях жителей Хараппских поселений, а так же составить представления, хотя и не полное, о календаре и хронологии .
При рассмотрении истоков цивилизации Древней Индии обязательно необходим учет разнообразных культурных контактов, которые осуществлялись в миграционных процессах.
Глава 2.Философские достижения Древней Индии
Древнеиндийская цивилизация сложилась на территории, которую охватывала система Инда (ныне часть Пакистана), в пределах строго очерченного субконтинента, с севера ограниченного горным хребтом – цепью Гималаев, которая вместе с её ответвлениями на востоке и западе отделяет Индию от остальной части Азии и всего мира. Прежде всего, древнеиндийская цивилизация отличается от древних цивилизаций Египта, Месопотамии и Греции тем, что её традиции бережно сохранялись на протяжении тысячелетий и большинство из них дошло до наших дней, то есть Индию можно назвать страной с древнейшими в мире непрерывными культурными традициями. Гуманность является наиболее характерной чертой древнеиндийской цивилизации. Традиционная индийская культура отличается отсутствием интереса к индивиду как таковому (здесь подразумеваются личность и индивидуальность). Эта тенденция отражается не только в философии Индии, но и в индийском искусстве.
Отсутствие интереса к отдельному индивиду - это отправная точка антропологических концепций как индуизма, так и иных течений классической индийской философии. Данная тенденция достигла своего полного воплощения в философии буддизма.
В классической философии Индии признается наличие индивидуального духа конечного существа — дживы, или пуруши, тем не менее личность как таковая, которая образуется этим духом в конечном существе, остается за рамками рассмотрения.
В эпоху Вед в индийской антропологии господствовали две идеи – жертвы и социальной классификации. При этом жертва является динамическим моментом космогонии и поддержания мира, а социальное деление, в свою очередь, представляет собой поддерживаемое жертвой статическое состояние мира. Человек же представлен, во-первых, как существо социальное, во-вторых, жертвенное.
Появление мироздания осуществляется как результат первичного жертвоприношения макроантропоса — Пуруши, жертва поддерживает его дальнейшее существование. Жертвой является все живое, а человек находится на самых верхних позициях в этом перечне жертв. Человеческое существо представляет собой господина жертвы в двояком отношении: с одной стороны, только он может выступить в качестве жертвователя, с другой, он же является самой высшей жертвой, представляя собой образ космогонического Пуруши.
Тот факт, что отдельно взятая личность остается за пределами религиозной мысли, связан с основными тенденциями, присущими классической индийской философии. Их особенности ярко проявляются, если мы возьмем в качестве примера две традиции, являющиеся основным религиозно-философским пластом индуизма. А именно, в системах адвайта-веданты и санкхья-йоги выдвинуто положение об иллюзорности мира.
Тем не менее, важно понимать, что иллюзорность эта особенная, поскольку имеет отношение только к человеческому восприятию, к концепции Я.
Упанишады же утверждают, что спасение обретается не только посредством веры или деяний, а через знание, прозрение. Происходит растворение добра и зла во всепроникающем Брахмане, они являются относительными и сами по себе – лишь условными обозначениями. Добро – это то, что позволяет искателю истины осуществлять познание Брахмана, а зло – препятствует знанию, медитации: «Вот три ветви долга: жертвоприношение, изучение (вед), подаяние – это первая; подвижничество – вторая; ученичество, пребывание в доме учителя, постоянное умерщвление плоти в доме учителя – третья. Все они ведут к мирам добродетели; тот, кто прочно утверждён в Брахмане, достигает бессмертия». В целом, упанишады являются результатом длительного осмысления центральных принципов и положений религиозной системы брахманизма, которая впоследствии перешла в систему индуизма. Обе вместе они представляют собой систематическое исследование содержания вед в целом.
Шанкара (8-9 вв.) – это крупнейший комментатор Веданта-сутры. Шанкара считал, что основа всех природных и общественных явлений заключается в абсолюте, это некое духовное начало, обозначаемой понятиями Брахмана, атмана или Брахман-атмана.
Брахман обладает такими качествами, как вечность, бесконечность, аморфность. На него не могут распространяться категории времени, пространства, причины, следствия, движения, покоя, количества и качества.
Эти категории, по учению Шанкары, присутствуют только в мире явлений, материи, в природе. Шанкара утверждает, что реально существует только Брахман, тогда как мир явлений выступает в качестве грез, иллюзий Брахмана. Грезы человека пребывают в самом сознании человека, а грезы Брахмана пребывают в Брахмане. Брахман, как утверждает Шанкара, вечно остается самим собой и не может стать «другим», он не может становиться предметами, явлениями нашего мира.
Следующий крупный этап на пути развития философии веданты - это идеи Рамануджи (XII-XIII вв.). Для Рамануджи Брахман является личностью, персоной, которая представлена всем материальным миром во всем его многообразии. Этот материальный мир как проявление Брахмана, есть не иллюзия, а реальность. Брахман – это субстанция, а мир – атрибут.
Как полагал Рамануджа, человеческие страдания происходят не от того, что этот иллюзорный мир заслоняет от нас Брахмана, и не по той причине, что в процессе познания неистинного мира мы не имеем возможность получения истинного знания, а потому, что Брахман есть бог, однако человек не проявляет к нему в достаточной мере любовь и преданность (бхакти).
Причина обычного человеческого состояния, рассматриваемого в качестве ущербного, заключается в забвении своих истоков (первичной реальности) и незнании своей истинной природы, которая, так или иначе,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова К. А. История Индии: Крат, очерк / К. А. Антонова, Г. М. Бонгард-Левин, Г. Г. Котовский. - М.: Прогресс, 1984. - 814 с.
2. Артхашастра. – Режим доступа: http://grachev62.narod.ru/hrest/chapt04.htm
3. Боги и Смертные. Индийская миниатюра и скульптура из собрания Национального музея, Нью-Дели. Кат. выст. Спб. 2009.; М. Альбанезе. Индия. М., 2001. С. 128—145
4. Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб., 2001.
5. Брахма-сутры.// http://scriptures.ru/sutras/brahmasutras.htm
6. Бродов В.В. Веданта.// http://www.vedanta.ru/library/brodov/1_vedanta.php
7. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М., 2000.
8. Бэшем А. Цивилизация Древней Индии. – Режим доступа: https://culture.wikireading.ru/50367?ysclid=lbxvmao4pi15510937
9. Бонгард-Левин Г. М. К проблеме генезиса древнеиндийской цивилизации //Вестник древней истории. -1979. -№ 1. -С. 29-46
10. Бонгард-Левин Г. М. Некоторые проблемы этнокультурной истории народов Индостана III -1 тысячелетии до н. э. //Узловые проблемы истории Индии: [Сб. статей]. - М.: Наука, 1981. - С. 3-31.
11. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия. М., 1969.
12. Бонгард-Левин Г. М. От Скифии до Индии: Древ, арии: мифы и истории /Г. М. Бонгард-Левин, Э. А. Грантовский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мысль, 1983.-206 с.
13. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 2001./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/
14. Вигасин А. А. Учение об управлении и государственных доходах в «Артхашастре» // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. — М.: Мысль, 1987. — Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни. — С. 83—93
15. Жэнь Лань Синь. Памятники пещерно-храмового ансамбля Дуньхуань в контексте буддийского искусства (на материале коллекции Государственного Эрмитажа) : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Жэнь Лань Синь; [Место защиты: ГОУВПО [Электронный ресурс]
16. Корсунская Л.Г. Культурообразующая роль сакральных текстов Древней Индии : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01.- Нижневартовск, 2003.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-24/77-8 [Электронный ресурс]
17. Лелюхин Д. Н. Концепция идеального царства в «Артхашастре» Каутильи // Государство в истории общества: (к проблеме критериев государственности). М., 1998
18. Лелюхин Д. Н. Государство и администрация в «Артхашастре» Каутильи // Альтернативные пути к цивилизации. М., 2000.
19. Прокофьев О.С. Искусство Индии. – Режим доступа: https://litgu.ru/knigi/kultura/125859-iskusstvo-indii.html
20. Типитака / Андросов В. П. // Телевизионная башня — Улан-Батор. — М. : Большая российская энциклопедия, 2016.